Российский союз молодых ученых

http://voronezh.rosmu.ru/activity/opinions/91.html (версия для печати)

06.05.2009
Воронежская область

Кто такой молодой ученый?

Андреев Александр Алексеевич

  • Член Совета Российского союза молодых ученых;
  • председатель Воронежского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • председатель Совета молодых ученых Воронежской
    государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко;
  • доктор медицинских наук.

Сегодня достаточно часто обсуждается вопрос о том, кто же относится к категории молодых ученых, казалось бы, формальный вопрос становится краеугольным при определении направлений поддержки, приоритетов молодежной политики и прочего. Мы часто видим, как одинаковые варианты содействия предлагаются для студентов, аспирантов, кандидатов и докторов наук на основании их относительно близкого возрастного ценза. Однако, всем понятно, что приоритеты и объемы поддержки должны отличаться в зависимости от количества участников проекта, их научного статуса, возраста, пола, отрасли и других факторов. И однозначно, что данное внимание должно быть различным для студента и доктора наук.
Сегодня у нас в стране насчитываются миллионы студентов, из которых лишь тысячи станут аспиратами, из которых лишь 25% станут кандидатами, единицы – докторами наук и еще меньшее их число сможет когда-то создать собственные научные школы. Возрастная структура научных кадров неуклонно ухудшается: 48% – старше 50 лет; средний возраст кандидатов наук – 53 года, докторов – 61 год.
Существующее сегодня определение, что молодой ученый это человек в возрасте до 35 лет, активно занимающийся наукой, позволяет зачислить в эту категорию не менее 10-15% населения страны, что во многом и обуславливает недостаточно высокую эффективность государственной поддержки молодежной науки. В то же время по имеющимся данным, подготовка кандидата наук требует 3-15 лет, а доктора – 8-25 лет после окончания специалистом высшего учебного заведения.
Мне кажется, что сегодня целесообразно разделить молодых ученых на пять принципиальных категорий:
1. студенты, активно занимающиеся наукой в возрасте до 26 лет /всего студентов около 8 миллионов человек, большинство из которых войдут в категорию молодых ученых/;
2. аспиранты в возрасте до 26 лет /всего аспирантов около 150 тыс., более 60% из них в возрасте до 26 лет/;
3. кандидаты наук в возрасте до 35 лет (оптимистично кандидатов наук в возрасте до 35 лет около 40 тыс. человек);
4. докторанты в возрасте до 39 (всего около 4 тыс. докторантов, из них 50% в возрасте до 39 лет).
5. доктора наук в возрасте до 45 лет /всего докторов наук в России около 30 тыс. человек, из них оптимистично половина в возрасте до 50 лет/.
Подобная классификация позволит адресно проводить поддержку с учетом достигнутых результатов, оценку ситуации и эффективности реализуемых государством мер. Применение данного подхода позволит молодому ученому ощутить ступенчатое повышение интереса к нему как к личности после достижения определенных научных результатов, повысит мотивацию его реализации как молодого ученого.