Российский союз молодых ученых

http://voronezh.rosmu.ru/activity/opinions/89.html (версия для печати)

01.03.2009
Воронежская область

Предложения по повышению инновационной активности в здравоохранении

Андреев Александр Алексеевич

  • Член Совета Российского союза молодых ученых;
  • председатель Воронежского регионального отделения
    Российского союза молодых ученых;
  • председатель Совета молодых ученых Воронежской
    государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко;
  • доктор медицинских наук.

Ведущий американский стратегический центр RAND Corporation официально представил доклад "Глобальная технологическая революция – 2020", общим выводом которого явилось заключение о том, что темпы развития прорывных отраслей в ближайшие пятнадцать лет не только не замедлятся, но и, напротив, могут оказаться еще более впечатляющими. Особый упор авторы исследования делают и на то, что "технологии будущего" станут по большей части интегрированными, то есть будут объединять в себе достижения сразу нескольких научных отраслей.
Интересен тот факт, что три из шестнадцати перспективных и наиболее востребованных к 2020 году основных направлений имеют непосредственное отношение к здравоохранению: эффективные методы быстрого детектирования различных биосубстанций, целевая доставка лекарственных препаратов в различные органы и ткани, усовершенствование диагностических и хирургических методов в медицине, что подчеркивает неизбежное повышение интереса к медицинским исследованиям.

В то же время следует отметить, что создаваемые отечественными предприятиями и ВУЗами разработки востребованы незначительно. Это связано, прежде всего, с недостаточным финансированием здравоохранения и законодательной незащищенностью отечественных разработок. Прогрессирование данной ситуации приведет, в частности, к систематическим закупкам крайне дорогостоящего иностранного оборудование, внедрению отечественных разработок через иностранные фирмы и, как следствие, повышению затратности отечественного здравоохранения.

Для разрешения данной ситуации представляется целесообразной реализация следующих предложений:

1. Создание "Федерального фонда поддержки отечественных предприятий, занимающихся разработкой и производством инновационной медицинской техники" с выделением из бюджета Российской Федерации в распоряжение этого Фонда 100 млн. руб. в год (за счёт перераспределения бюджетных средств, предназначенных для развития критических технологий).

2. Разработка и утверждение Правительством Российской Федерации Федеральной программы развития медицинской промышленности, включающей следующие пункты:

  • при Правительстве Российской Федерации создать (восстановить) Министерство медицинской промышленности, на которое возложить все функции по координации, законодательному регулированию, финансированию инновационных проектов по медицинской тематике;
  • в бюджете Российской Федерации предусмотреть выделение в распоряжение данного Министерства средств в объеме 1% Федерального бюджета (в том числе за счет "перераспределения" средств, предназначенных на эти цели в Министерстве образования и науки, Министерстве здравоохранения и социального развития);
  • законодательно стимулировать инновационную и инвестиционную активность предприятий по созданию новой медицинской техники, например, выделяя предприятиям для этих целей государственный беспроцентный кредит на срок до 5 лет (в том числе – для проведения научно-исследовательских и конструкторских работ, оснащения и подготовки серийного производства);
  • в рамках создания Министерства медицинской промышленности восстановить практику централизованных заказов и закупок медтехники для оснащения государственных лечебно-профилактических учреждений (в соответствии с табелем обязательного оснащения);
  • государственные закупки медицинской техники проводить раздельно для отечественных и зарубежных производителей, чтобы исключить демпинговую и недобросовестную конкуренцию;
  • установить для российских производителей инновационной медицинской техники налоговые льготы: не взимать налог на прибыль в течение 5 лет с момента регистрации нового изделия;
  • официально регламентировать процент используемой в больницах отечественной медицинской техники по отношению к иностранной аппаратуре (по стоимости закупаемого оборудования);
  • упростить организационную и финансовую составляющую разработки и внедрения медицинской техники для отечественных авторов, которая чрезмерно усложнена и существенно отличается от внедрения инноваций в других отраслях;
  • предусмотреть заинтересованность страховых медицинских компаний в использовании в процессе лечения больных, прежде всего, отечественной или выпускаемой на территории России техники, отечественных методик;
  • создать системы специализированных грантов для медицинских ВУЗов, направленных на поддержку и реальное решение проблем внедрения наиболее перспективных инноваций в медицине, а не включающих суммы, позволяющие купить оргтехнику и обеспечить минимальную финансовую поддержку авторов;
  • способствовать развитию взаимодействия молодежной науки и производственных объединений (стимулирование заключения соглашений между молодежными научными объединениями и предприятиями, в том числе за счет грантовой поддержки данных начинаний);
  • создать Всероссийский виртуальный центр медицинских технологий, позволяющий аккумулировать передовые разработки России, обеспечить связь с авторами инновационных разработок.