02.04.2008
Направления формирования клинического мышления у студентов младших курсов
Развитие клинического мышления на младших курсах имеет большое значение, так как позволяет стимулировать образование стойкой мотивации к учебному процессу и обеспечить высокий уровень подготовки по базовым дисциплинам перед изучением клинических предметов. Особенно актуальна эта задача в связи с подписанием Россией Болонской декларации.
Согласно современным представлениям квалификация врача зависит от способностей соединить три составляющие основ классической медицины – патогенеза, клиники и лечения. В связи с этим, в медицинском ВУЗе на всех этапах педагогического процесса должна формироваться одна из основных доминант – клиническое мышление.
Основными задачами преподавания при формировании клинического мышления являются:
– обеспечение целостности и дидактической обоснованности не только изучения студентами теоретического материала по каждой дисциплине учебного плана, но и совершенствование умений и навыков для решения задач внутрипредметного, межпредметного и профессионально-практического характера;
– совершенствование методов научной и учебной деятельности студентов, основанное на преемственности медицинских дисциплин;
– организация "реальной медицинской практики (работа с больными на заседаниях студенческих научных кружков, дежурствах в клиниках), в ходе которых формируется и развивается клиническое мышление, что является залогом формирования профессионального мастерства.
В то же время при изучении фундаментальных дисциплин, достаточно часто встречаются проблемы, связанные со слабым мотивационным уровнем материала. Это объясняется тем, что бывшие абитуриенты, поступив в медицинскую академию, хотят решать вопросы, имеющие клиническую направленность, что не всегда решаемо в условиях кафедр медико-биологического профиля. И в результате, данная ситуация приводит к снижению интереса к научным аспектам медицинского образования, отсутствию правильного понимания современных проблем медицины. Слабая информация по прикладным вопросам, невысокая оценка значения, придаваемого знанию клинических моментов, снижают мотивационные стимулы в изучении фундаментальных дисциплин и нарушают понимание единства дисциплин по "вертикали" в медицинском вузе.
Для лучшего усвоения материала по клиническим вопросам следует искать методы стимулирования интереса к современным проблемам медицины и формировать клиническое мышление у студентов младших курсов.
Слайд 3. Как показал опыт, на совместных заседаниях СНК кафедр клинического и медико-биологического профиля студенты лучше усваивают информацию о новейших достижениях науки и передовой практической медицины, понимают межпредметные и внутрипредметные логические связи. Появление углубленного интереса к знаниям подтверждается активным обсуждением студентами тематических проблем на таких заседаниях студенческих научных кружков.
Мы считаем, что целесообразно привлекать студентов I и II курсов к работе СНК на клинических кафедрах, что позволяет повышать мотивацию студентов младших курсов при изучении фундаментальных дисциплин, а для студентов старших курсов это имеет большое воспитательное значение, проявляющееся в общих дискуссиях со студентами младших курсов и позволяющее целенаправленно ликвидировать выявленные пробелы в базисных знаниях. В результате достигается усвоение и закрепление не разрозненных знаний и умений и навыков, познавательной и производственной деятельности в логической связи и последовательности.
Методику практической реализации этого положения в учебном процесс сформировал еще Ян Амос Коменский (1939) в "Великой дидактике": "Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующие всегда основывались на предшествующем, а, предшествующее укреплялось последую¬щим".
Студенты должны занимать активную позицию в научной жизни медицинской академии, в связи с этим очень результативно участие в научных конференциях, что способствует приобретению опыта продуктивной научной работы, направленной на эффективное вооружение их знаниями и углубление клинического мышления.
При проведении подобных заседаний следует учитывать календарно-тематический план практических занятий.
Наш опыт показал, что данная идея может быть целесообразна, если подготовка студентов по фундаментальным дисциплинам позволяет адекватно воспринимать клинические вопросы, при этом представители клинических кафедр не должны снижать уровень изложения материала и одновременно адаптировать его для студентов младших курсов, чтобы правильное понимание вопроса стимули¬ровало познавательную деятельность слушателей. Необходимо четко планировать заседания СНК, обеспечивать наглядность изложения, уделять особое внимание группо¬вым дискуссиям.
Участникам заседаний СНК следует предоставить широкие возможности для личного общения с докладчиками при обсуждении вопросов. Содержание подобных заседаний СНК должно быть посвящено актуальным пробле¬мам медицины и основано на результатах научных исследований.
Все участники совместных заседаний СНК отмечали, что эмоциональная атмосфера была мягкой и дружествен¬ной, никто из присутствующих не столкнулся с равнодушием к своим вопросам, следовательно, данная форма работы СНК имеет также большое воспи¬та¬тель¬ное значение.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие заключения:
– участники совместных заседаний СНК удовлетворены той пользой, которую они извлекли для себя из проведенной работы;
– логическая основа, на которой проводилась работа по программе совместных заседаний СНК, является многообещающей и может найти применение в других формах образовательного процесса.
Нас радует, что повышение мотивации студентов к учебе усиливает и их стремлению к научному поиску, что позволяет сделать обнадеживающие выводы и в отношении нашего будущего.
|