24.02.2008
Инновации в медицинском вузе
В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, центральным эко-номическим феноменом становятся интеллектуальная и инновационная активность. В этой связи значительно возрастает роль высших учебных заведений, как основно-го элемента инфраструктуры капитализации знаний. Традиционная общественная роль высшей школы, заключающаяся в создании, накоплении и передаче обществу знаний в форме обучения, публикаций и научных конференций – в современных ус-ловиях становится недостаточной. Усиление конкуренции и недостаточный рост объемов государственного финансирования науки ставит перед образовательными учреждениями задачу приоритетного развития деятельности в области интеллекту-альной собственности.
Признание объектов интеллектуальной собственности товаром, объектом коммерческой реализации формирует новую функцию ВУЗа – функцию создания специфического товара – интеллектуальной собственности, который может быть введен в хозяйственный оборот. Сегодня конкурентоспособность ВУЗа определяет-ся, в том числе, и умением создавать, осуществлять правовую охрану и реализовы-вать интеллектуальную собственность, востребованную отечественным и мировым рынками.
В настоящее время для большинства отечественных академий и университе-тов типична ситуация, когда в составе их активов значатся объекты интеллектуаль-ной собственности, которые на протяжении многих лет не только лежали "мертвым грузом", но которые даже на этапе своего создания не планировалось никогда ис-пользовать. По данным литературы действительно работающими является менее 10% всех регистрируемых патентов.
В июле 2006 года ведущий американский стратегический центр RAND Corpora¬tion официально представил доклад "Глобальная технологическая револю-ция-2020", общим выводом которого явилось заключение о том, что темпы развития прорывных отраслей в ближайшие пятнадцать лет не только не замедлятся, но и, на-против, могут оказаться еще более впечатляющими. Особый упор авторы исследо-вания делают и на том, что "технологии будущего" станут по большей части интег-рированными, то есть будут объединять в себе достижения сразу нескольких науч-ных отраслей.
Обращает внимание тот факт, что среди перспективных и наиболее востребо-ванных к 2020 году 16 основных направлений, три имеют непосредственное отно-шение к здравоохранению: эффективные методы быстрого детектирования различ-ных биосубстанций, целевая доставка лекарственных препаратов в различные орга-ны и ткани, усовершенствование диагностических и хирургических методов в меди-цине, что подчеркивает неизбежное повышение интереса, в том числе и к медицин-ским исследованиям.
В доклад также вошел обзорный рейтинг современных научных и технологи-ческих возможностей стран мира.
Согласно этому рейтингу, наибольшим потенциалом в создании новых мате-риалов и технологий, а также их применении на практике, обладают США, Япония, Германии. Россия оказалась первой среди всех постсоветских государств и заняла в итоговом рейтинг 19-е место (0,89), оказавшись более успешной, чем такие государ-ства как Бельгия и Австрия, Чехия и Хорватия.
Среди стран наиболее эффективно адаптирующих научные открытия на пере-довые позиции попали США, Канада и Германия, Израиль, Япония, Австралия и Южная Корея, которые набрали более чем 80 баллов. Россия в совокупности набра-ла в 2 раза меньше.
Обращает внимание, что при оценке препятствий, которые приходится пре-одолевать ученым, инженерам и предпринимателям при изыскании средств на науч-ные разработки, их внедрение в производство и использование населением Россия набирает 70 баллов из 100 возможных. Наилучшая ситуация отмечается в Канаде, Германии, Австралии, Японии.
Поэтому реалии современной российской экономики таковы, что, в первую очередь, работать нужно с теми инновациями, которые способны приносить доход и имеют высокий научный потенциал. А для этого необходимо из всего многообразия результатов научно-технической деятельности выделить перспективные объекты интеллектуальной собственности, обладающие наибольшим коммерческим потен-циалом.
Удобной формой отбора, расстановки приоритетов и проведения оценки по-тенциала научно-технических разработок в медицине является использование сис-темы показателей или шкалы оценок инноваций. Данная методика позволяет учиты-вать не только особенности объекта интеллектуальной собственности, но и конкрет-ные условия его реализации.
В качестве основных критериев оценки коммерческого потенциала научно-технических разработок можно выделить следующие группы показателей, характе-ризующие объекты интеллектуальной собственности:
1) технические – к данной группе показателей следует отнести вид объекта, его технические характеристики, изобретательский уровень, а также конкурентные преимущества, основанные на уникальности и новизне научной разработки;
2) правовые – основными показателями данной группы являются форма, на-дежность правовой защиты, объем, территория и срок действия исключительных прав;
3) рыночные – показателями данной категории являются емкость рынка, ко-личество и качество аналогов;
4) экономические – показатели, характеризующие уровень производственной готовности и коммерческого риска освоения разработки, универсальность примене-ния, направления и способы использования.
Необходимо обратить внимание, что при этом, на вопросы разработки проекта и сбыта продукции приходится 70% коммерческого успеха, из которых максималь-ный процент (26%) – обеспечивает соответствие товара нуждам потребителей. На факторы производства и организационные вопросы в совокупности приходится только 29%.
В настоящее время разработана система показателей для экспресс-оценки коммерческого потенциала инновационных разработок, по которой каждый из пока-зателей оценивается по 10 бальной системе с обязательным учетом коэффициентов значимости.
Для большинства наших разработок, их новизна и изобретательский уровень можно оценить как обладающий новизной, соответствующий уровню развития нау-ки и техники.
Большинство разработок имеют правовую охрану, подтвержденную наличием патента РФ или находятся в стадии патентования. Однако следует отметить, что наиболее востребованными являются патенты на различные устройства.
А патентование различных способов и алгоритмов, их коммерческий потенци-ал являются предметом дискуссии с тех пор как в 1846 году был получен патент на способ применения эфира для анестезии при выполнении хирургических операций. Обострение ситуации произошло после того как офтальмолог Самуэль Паллин за-щитил патентом в 1992 г. метод хирургического лечения катаракты без применения швов. Он посчитал, что те офтальмологи, которые применяют этот метод, нарушают его авторские права на интеллектуальную собственность и потребовал вознагражде-ние за его использование. Инцидент привлек внимание широкой общественности. В 1996 г. Конгресс США внес поправку в Акт о патентах, который запретил патенто-вание медицинских (терапевтических) и хирургических манипуляций и методик. Правда, эта поправка ограничивается только кругом "практикующих медиков", ко-торые нарушают закон о патентах в процессе своей "медицинской активности", т.е. выполняют свои профессиональные обязанности. В настоящее время все больше сторонников того, что патентами в медицинской практике должны быть защищены лекарства и устройства медицинского назначения, что является оптимальным и для коммерциализации разработок.
Как правило, по технико-экономическому значению наши разработки являют-ся улучшающими инновациями.
При анализе емкости рынка и наличию платежеспособного спроса со стороны рынка. По большинству высокоспециализированным медицинским разработкам можно констатировать наличие спроса со стороны отдельных сегментов рынка или отсутствие платежеспособного спроса, что обусловлено целым рядом причин.
Наличие аналогов. Для большинства наших разработок характерно наличие среднего количества аналогов или их отсутствие; а степень производственной го-товности можно оценить как наличие опытно-конструкторских разработок или уро-вень фундаментальных и прикладных исследований.
Область и направления использования. Как правило, узкая область примене-ния.
При проведении оценки проектов на основании представленной шкалы было показано, что наиболее высокой коммерческой ценностью будут обладать объекты интеллектуальной собственности, чья сумма баллов будет составлять от 250 до 380, средний уровень коммерческого потенциала научно-технических разработок соот-ветствует по этой шкале значению баллов от 100 до 250. Итоговый показатель менее 100 баллов характеризует инновационный продукт с низким уровнем коммерческой привлекательности.
При анализе разработок нашей академии их коммерческий потенциал оценен-ный на основании данной шкалы в среднем составил 109,9 балла:
• для 73,2% разработок – менее 100 баллов /низкий коммерческий потенциал/;
• для 20,4% разработок – менее 250 баллов /средний коммерческий потенциал/;
• для 6,4% разработок – более 250 баллов /высокий коммерческий потенциал/.
Следует также отметить, что 80% анализируемых разработок составляли спо-собы комплексного лечения различных заболеваний, что исходно является сложно коммерцилизируемыми объектами.
Результаты, полученные на основании приведенной шкалы, отчасти носят субъективный характер, но вместе с тем позволяют составить первоначальное пред-ставление о перспективах коммерциализации и распространения научно-техничес¬ких разработок, и что особенно важно, определить пути повышения их коммерче-ской привлекательности.
Среди обозначенных путей использования интеллектуальной собственности для ВУЗов наиболее перспективными являются следующие направления:
1. капитализация – организация собственного производства;
2. коммерциализация – продажа объекта интеллектуальной собственности или выдача лицензий;
3. совместное использование, как в производстве, так и в целях рыночной реа-лизации.
На первый взгляд, экономически более выгодным направлением является ис-пользование созданных инноваций в собственном производстве, поскольку это по-зволяет не распределять прибыль, а оставить ее в распоряжении ВУЗа-правообладателя. Однако далеко не всегда это возможно и целесообразно. Основ-ными причинами отказа от самостоятельного использования объектов интеллекту-альной собственности являются: отсутствие достаточных финансовых средств для внедрения результатов научной и научно-технической деятельности в производство, несоответствие планам и избранной патентной стратегии, и, наконец, наличие вы-годных предложений по покупке лицензий.
Для зарубежных университетов продажа лицензий на технологии является од-ним из основных источников множественных годовых доходов. К примеру, сумма выплат роялти только по одному медицинскому факультету университета Stanford составила порядка 5795000$. В российских же ВУЗах практика передачи прав на ис-пользование объектов интеллектуальной собственности практически отсутствует.
В заключении необходимо отметить, что сегодня складывается ситуация, ко-гда выполняемые нами научные исследования, наряду с высоким методическим и научным уровнем должны также обладать и высоким техническим и коммерческим потенциалом, который должен определяться, в том числе и при планировании рабо-ты. Для дальнейшего совершенствования современному ВУЗу в своей практической деятельности необходимо стремиться к расширению направлений коммерческого использования и повышению экономической отдачи от создаваемых инноваций.
|